?

Log in

No account? Create an account

kajaleksei


Все будет хорошо, готовьтесь...


Previous Entry Share Next Entry
Парадокс Маслоу
kajaleksei
masloy.jpg

"Встретились на фуршете новый и старый русские (НР и СР). НР ест все подряд, а СР ходит между столиками, иногда только то одно то другое пробует. НР удивляется:
- Ты что не ешь? Халява же!
- Не хочу.
- Как это?
- Ну я когда хочу есть - ем, а когда не хочу есть - не ем.
- Ну ты прям ЖИВОТНОЕ!"

Когда впервые узнал об этой забавной теории, то воспринял ее легко и некритично, как факт. Уж очень складно все выглядело, а с точки зрения русского языка, еще и забавно (Хлебоу-Маслоу-Икроу:). Но потом начали образовываться вопросы и неясности. К примеру, в тех случаях, когда люди по каким-то причинам воспитывались в звериных сообществах, то ни о какой такой "пирамиде Маслоу" там и речи не шло. Насколько я понимаю, интересы таких "маугли" навсегда ограничивались первым-вторым этажами. Точно так же, как и у зверей - сформировавших их "культурную" среду. Т.е. следует понимать, что Маслоу описал не свойства человеческой психики, а чисто культурные приоритеты и их проявления у современного социализированного в обществе человека. Т.е. фактически это свойства не человека, а члена общества. Причем, весьма вероятно, проявления этих свойств различаются не только и не столько в зависимости от каких-то индивидуальных особенностей людей, а в первую очередь именно из-за их культурных отличий. К примеру, у негров на "велфэре" никакого ренессанса не наблюдается, несмотря на массу свободного времени, скорее наоборот, вместо зажигательных танцев и джаза (характерных для периода их жестокой эксплуатации) - тупой бодибилдинг, повальная наркомания и дебильный рэп. Примерно такие же низменные проявления характерны и для многих других национальных культур. Причем, именно для их национальных культур, а не для представителей этих национальностей. Оказавшись в другой культурной среде, решительно оторвавшись от родоплеменных корней и отказавшись от своей "благородной" национальной дикости, они становятся, в культурном плане, практически неотличимы от окружающих. Бывает и наоборот, когда в результате чрезмерной "толерантности" высококультурного общества к представителям примитивных культур или же его сознательного "опускания" силами собственных элит (современная Европа - живой пример), оно само начинает стремительно дичать и деградировать. В процессе культурного роста общества - растет и пирамида потребностей его членов, а при регрессе - рушится, как Вавилонская башня.

Вероятно, главная "ошибка" Маслоу состоит в том, что он смешал вместе, как объективные биологические потребности человека, так и его субъективные желания, обусловленные влиянием общества, семейным воспитанием и культурным наследием. Причем, реализация этих потребностей возможна только в рамках конкретного общества, их сформировавшего... При отрыве от высокоразвитого общества, от культурных традиций, практически неизбежно начинаются стремительные процессы примитивизации личности. Происходит спуск по склонам пирамиды Маслоу, к самому ее основанию, "возвращение к корням". Это явление хорошо заметно на примере деградации современных элит, "культурная" жизнь которых является яркой иллюстрацией этого явления. В отрыве от породившего их советского общества они фактически озверели. Безграничный гедонизм (фуагра, пармезан, хамон, дорогие игрушки, дешевые понты, всевозможные сексуальные извращения и т.д.) и параноидальное стремление к безопасности - это живые свидетельства их обитания на самых нижних ступеньках пирамиды потребностей. Именно тогда, когда они должны были бы устремиться к ее вершине. Причем, создается впечатление, что большая часть наших "элитариев" если и не находится уже на самой нижних ступеньках пирамиды, то быстро соскальзывает к ее основанию. Постепенно уподобляясь знаменитому "кадавру неудовлетворенному желудочно" Стругацких, стремясь "свернуть пространство и остановить время". Существование некоторых рудиментов и атавизмов высокой культуры пока обеспечивается лишь статусным потреблением, когда наши "кадавры" вынуждены спать на балете и давиться марочной кислятиной, лишь потому, что это престижно и дорого-богато. Парадокс такой ситуации, когда на вершине социальной пирамиды оказались обитатели культурного днища (или уже там опустились до такого состояния, в процессе), приводит к тому, что все самые активные члены общества пытаются деградировать вслед за ними. Искренне считая такое поведение единственно правильным и едва ли не эталонным для нормального человека. Хотя, культурное ядро общества, прекрасно осознает гибельность такого курса, пытается организовать сопротивление. Беда в том, что многие еще не поняли принципиальную закономерность и неизбежность деградации буржуазного общества, вообще и до конца, и пока искренне верят, что эту проблему можно решить не выходя за рамки капиталистической парадигмы. Наивно надеясь избежать предстоящей революции и гражданской войны.

Кстати, из пирамиды Маслоу следует простой и очевидный вывод, чтобы решить демографическую проблему в масштабе всего человечества (планете Земля трудно будет обеспечить достойный уровень жизни более 100 миллиардов человек, а космическая экспансия дело непростое), надо население Земли, или поставить на грань выживания, чтобы людям было не до размножения, или поднять уровень развития народных масс до вершин пирамиды, тогда размножение перестанет быть для людей значимой целью, уйдет на периферию смыслов и будет легко регулироваться ненасильственными морально-этическими способами (средствами культуры и искусства, к примеру) или же их гражданской сознательностью. Хотя, на самом деле, выбора здесь нет, потому что первый вариант приведет к почти мгновенному (по историческим понятиям) уничтожению всей нашей цивилизации.


  • 1
Вот это верно подмечено: Хлебоу-Маслоу-Икроу:)

В каждой шутке есть доля шутки:)

Есессно.
Но, истины для, считаю, что этот ряд "-оу" очень удачен. Я сам много раз пытался найти краткий девиз этой пирамиды. Как-то коряво получалось. А тут - полная идентификация всей пошлости и банальности!
Спасибо!
Прошу разрешить плагиатствовать. )))

Я тоже у кого-то это сплагиатил:) Только где, уже не помню.

Ну, что ж вместе пойдём "на стрелку". ;-)

Вряд ли:) Это древний баян... Забавно, стал вспоминать откуда я услышал эту шутку и ничего, в памяти не осталось никаких следов.

Так и есть. НР остаются на нижних этажах пирамиды. Но эти НР - они были всегда, и всплыли на поверхность только в нынешних соответствующих условиях.

Проблема в том, что те, кто "всплывают на поверхность" в социальном плане, не только НР, но и любые другие элиты, всегда стремятся опуститься на дно во всех остальных. Т.е. элиты в процессе своего формирования и отрыва от общества утрачивают свои истинно человеческие качества, которые являются продуктом общества и вне его утрачивают смысл. Это один из механизмов деградации элит.

Маслоу часто понимают упрощенно.

Я тоже так думал про Маслоу, про его пирамиду.
Пока сам не почитал несколько его произведений.
У него не говорится об автоматическом развитии человека. На какой-то стадии развитие идет за счет общества, человек приспосабливается к "цивилизации". Но дальше общество не дает пока двигаться, так как основана на "материализме", на низшем уровне.
Человек, чтобы двигаться вверх, развиваться, должен осознать свое несовершенство, поставить цель и прикладывать ежедневный и ежеминутный труд над собою.
Никакое изобилие материальных благ не сделает из человека истинно человека. Более того, "легче верблюду пройти сквозь угольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное".
Заставляет развиваться недостача чего-то, "беда", "страдания". Нет страданий - скорее всего, развития не будет. Когда все ОК, что еще надо?

Re: Маслоу часто понимают упрощенно.

Я с этой "пирамидой" тоже когда-то познакомился из книжки (не помню только, кто автор Маслоу или еще кто-то). По здравом размышлении, нельзя говорить о том, что это потребности вершины пирамиды относятся именно к самому человеку, это уже общественные установки дают себя знать...
Богатство тут не так важно, как социальное доминирование, капитал - лишь инструмент социального доминирования, т.е. элитаризма.
Кстати, страдания здесь необязательны. Пряник лучше кнута:)

Согласен с Вами!
Еще когда только услышал об этой пирамиде, мне бросились в глаза логико-методологические ошибки. Маслоу смешивает то что в человеке заложено, с тем, что воспитывается. Я бы сказал, что в человеке заложена (в той, или иной степени) способность испытывать все эти потребности. А что на каком месте - определяется воспитанием.
В каждой социальной системе есть механизмы, способствующие приоритету как одних, так и других потребностей. А что будет доминировать, и в каких пропорциях - вопрос отдельного, серьезного исследования.

Чуть ниже, про пирамиду Маслоу сказали, что это "сдохшая облезлая чучела":) Как я понимаю, специалисты от нее уже давно камня на камне не оставили. Но мне она нравится, своим свойством будить мысль...

Я ее рассматриваю как идеологическую установку, нацеленную именно на формирование требуемого взгляда. Верные наблюдения в ней есть, как в любой идеологической конструкции...

Кстати, да, манипулятивная конструкция, а манипуляции - моя любимая тема для раздумий:)

нарисованные Маслоу этажи, конечно в улучшают восприятие придуманной им схемы, но по факту в обществе отсутствуют. Т.к. данная схема применима, не столько к обществу, сколько к конкретной единице этого общества.
Кроме человека, нет никакого носителя "потребности в самоактуализации" в обществе, как полной совокупности.
Поэтому отделять часть членов общества в некую элиту, а в дальнейшем использовать это биение в построениях, совершенно не по Маслоу.

У него речь идет не об основаниях развития человека, а скорее о соотношениях кол-ва носителей этого развития. Причем нахождение на вершине пищевой пирамиды, вообще никаким образом не является достаточным для вхождения в группу развития.

а вот необходимость наличия сытых носителей разума, совершенно необходимо для того чтобы эти носители собственно не умерли с голоду. А далее не были убиты, а далее собственно образовали общество - имели общение, что кумуляцирует разум и т.д.

Мне у Маслоу понравилась идея моделирования человека с точки зрения его потребностей. А в некоторых границах применимости ее даже можно считать верной. В целом, пирамида Маслоу очень удобна с точки зрения пробуждения мысли...

именно. Потребностей.
Не то что человек воспроизводит, а то что он потребляет, и требует к потреблению, находясь на определенной стадии развития.

Поэтому личность требует потребления, в виде "самоактуализации", от своего окружения и положения.
Отсюда, никакого парадокса в условном скотском поведении "псевдо-элит" нет.
Личность находится на уровне развития в стадии расширения скотского потребления - соответственно виден уровень личности.
А не то что удовлетворили кадавра желудочно, и он автоматом переходит в следующую стадию
Совсем наоборот, кол-во сытых носителей, создает пространство для существования, живых носителей, те окружают людей познающих, познающие окружают гениальных и т.д.

На мой взгляд, общество воспитывает всех своих членов примерно одинаково, кого-то лучше, кого-то хуже... Но, нематериальные потребности являются чисто общественным продуктом. Элиты, отрываясь от породившего их общества, отрицая его, поневоле оказываются на животном уровне, с самыми низменными потребностями. Причем, других у них нет и быть не может (в отличие от аристократии, имеющей свое отдельное аристократическое общество, формирующее у них свою непростую систему ценностей). Общественной пирамиды, совпадающей с пирамидой Маслоу, на мой взгляд, не существует.

общество не воспитывает, поскольку не является активным агентом.
Оно является средой, или граничными условиями для актуализации тех или иных свойств актора, что вскрывается изменением граничных условий, например, как если бы иннуитов, поместить в саванну.
Пирамиду Маслоу, нужно назвать скорее пятном Маслоу, хехе, в том смысле, что развитие, это не подъем в пирамиде, а скорее калибровка, возможного уровня развития, в определенной среде.
В условиях нашего примера, иннуиты, являясь в своем роде, замкнутым обществом, тем не менее, вымерли бы в новых для них условиях саванны.
Здесь, пример, точно приводит отношение, необходимых условий для развития. Нет возможности для выживания, нет условий для сколько нибудь дальнейшей культуры.

дальше я думаю, Вы сами.

Вообще то трудно понять, зачем понадобилось использовать эту давно сдохшую облезлую чучелу - пирамиду Маслоу.

Эта пирамида справедливо и многократно развенчана и раскритикована - и вот опять.

Ну зачем ворошить эту протухшую падаль?

Во-первых, с первого взгляда, мне эта теория понравилась:) Во-вторых, пробудила у меня некоторые мысли, которые я здесь изложил... Кстати, заметки о пирамиде Маслоу встречаются довольно часто, а о ее критике лично мне пока не попадались. Т.е. если не искать их целенаправленно, то и не узнаешь, что это "сдохшая облезлая чучела":)

Парадокс Маслоу

Пользователь mark_koshkin сослался на вашу запись в своей записи «Парадокс Маслоу» в контексте: [...] Оригинал взят у в Парадокс Маслоу [...]

Парадокс Маслоу

Пользователь srv65 сослался на вашу запись в своей записи «Парадокс Маслоу» в контексте: [...] Оригинал взят у в Парадокс Маслоу [...]

Парадокс Маслоу

Пользователь westaluk сослался на вашу запись в своей записи «Парадокс Маслоу» в контексте: [...] Оригинал взят у в Парадокс Маслоу [...]

  • 1