?

Log in

No account? Create an account

kajaleksei


Все будет хорошо, готовьтесь...


Previous Entry Share Flag Next Entry
О пользе высшего образования
kajaleksei
mmestto.jpg

Прочел забавную заметку о культе высшего образования в СССР и задумался, почему же в действительности советские люди стремились к высшему образованию? Ведь, получение большого объема сложных знаний требует значительных умственных усилий, чаще всего, это весьма неприятный и даже болезненный процесс. В наше-то время причины подобного стремления к знаниям вполне очевидны:

1. При капитализме, в условиях конкурентных отношений между людьми, обладание хорошими знаниями в областях юриспруденции и экономики являются одним из важнейших навыков выживания в обществе. Поэтому люди стремятся приобрести как можно более глубокие знания именно в эти областях, и стараются получить юридическое и/или экономическое высшее образование, независимо от своих дальнейших планов на профессию. Не надо думать, что у нас полно идиотов, которые тратят свои силы, время и деньги, чтобы получить профессии с самой высокой конкуренцией на рынке труда, люди просто готовятся к выживанию в джунглях рыночной экономики. Впрочем, государство с этим стремлением пытается бороться...

2. Высшее образование позволяет занять более высокую ступеньку в рыночной "пищевой цепочке", вырваться из среды беспощадно эксплуатируемых пролетариев и стать хотя бы и мелким, но паразитом.

3. Совместное обучение с отпрысками представителей более высоких уровней социальной иерархии, дает возможность обзавестись неформальными связями, которые могут позволить подняться по ступенькам пирамиды еще выше.

и т.д. Т.е. высшее образование дает при капитализме ощутимые конкурентные преимущества, даже если в дальнейшем никогда не работать по специальности. Причем, эти преимущества столь значительны, что люди готовы стойко переносить все тяготы и трудности студенческой жизни (которая довольна сурова для обитателей социального дна), лишь бы получить заветные "корочки". Совсем другое дело СССР, где рабочие были реальным гегемоном и имели значительные преимущества перед большинством обладателей дипломов, и в размерах заработной платы, и в доступе к социальным льготам. Тем не менее, и в СССР люди зачем-то стремились высшее образование получить, думаю, что главные причины были в следующем:

1. Образ жизни. Профессии связанные с физическим трудом гораздо быстрее "изнашивают" человеческий организм, чем умственный труд. Советские льготы эту разницу компенсировали не полностью, поэтому в действительности интеллигенция имела перед рабочими существенное преимущество, и в продолжительности, и в качестве жизни. Вполне закономерно, что многие люди стремились получить образование, чтобы найти себе "чистую" работу "в конторе". Большинство родителей этот момент уж точно понимали и искренне стремились обеспечить своим детям лучшую жизнь, заставляя учиться.

2. Развитие разума. По большому счету, человек является совокупностью всех своих знаний и мыслей, и фактически, чем он более развит и образован - тем более он человек. Советские люди это хорошо понимали и стремились к саморазвитию. Высшее образование давало хорошую возможность для этого.

3. Разнообразие. Большинство людей вынуждены следовать по жизни по достаточно унылой и заведомо известной траектории: детсад - школа - армия (для мальчиков) - свадьба - работа - пенсия - кладбище... Высшее образование позволяло несколько разнообразить жизнь, введением в нее еще одного увлекательного этапа, для многих - самого лучшего в жизни.

4. Самостоятельность. Это был один из самых простых путей, по окончании школы, получить почти полную самостоятельность в сочетании с относительной свободой. Большинство молодых людей стараются поскорее оторваться от опеки родителей и научиться самостоятельно "плавать" по жизни. Советские ВУЗы предоставляли для этого полную возможность. В те времена общаги давали всем желающим (хотя, и не во всех вузах) за символическую плату, а стипендия вполне позволяла жить, хотя и не богато, но не обращаясь к родителям за помощью и нигде не подрабатывая.

5. Развлечение. Для многих энтузиастов, в то время, и сама учеба была увлекательным делом. Но многие шли учиться ради приключений не относящихся напрямую к учебному процессу. Как правило, у студентов оставалось достаточно свободного времени и сил для нехитрых молодежных развлечений. У рабочих таких возможностей было уже гораздо меньше.

6. Две невырванные страницы на самом интересном месте (для мальчиков). Многие домашние мальчики искренне и по делу армии страшились. Ведь, даже для простых парней из рабочей и крестьянской среды, армейский быт (особенно в начале) представлял из себя непростое испытание. Но для большинства изнеженных потомков интеллигентов это было нечто похожее на ад. ВУЗ (лучше, если с военной кафедрой) был самым простым и надежным способом этих неприятностей избежать.

7. Выйти удачно замуж (для девочек). Явление настолько распространенное, что даже породило этот забавный мем - народную расшифровку аббревиатуры ВУЗ:) Многие девчонки изначально поступали только, и исключительно, для того, чтобы в процессе обучения найти себе "хорошего" мужа (исходя из п.1 и 2).

8. Овладение профессией. Забавно, но это никогда не было особенно важным при решении получать высшее образование или нет. Хотя, при выборе конкретного вуза и специальности, некоторые этот момент учитывали, стараясь придерживаться именно того дела, к которому лежит душа. Впрочем, в некоторых случаях выбора не было, для работы по многим специальностям диплом просто необходим.

Причем, если п.1, 7 и 8, в настоящее время, еще как-то действуют, то все остальные советские стимулы к получению высшего образования, уже почти полностью утратили свой смысл.

Интересно, но именно, как "кузница кадров" система высшего образования в наше время, полностью утратила смысл, по крайней мере в нашей стране. Спрос на кадры, определяемый "невидимой рукой", имеет ярко выраженный стихийный характер, а система подготовки кадров требует длительного планирования. Поэтому никакого стимула тратить все свои силы и деньги на то, чтобы стать хорошим специалистом (особенно это касается технических специальностей) у современных студентов практически нет. Все их усилия невидимая рука, в любой момент, может запихнуть в невидимую $опу. К тому же, делу мешает проблема мотивации сложного умственного труда при капитализме, о которой я писал в заметках "Капитализм и труд" и "Кадровое истощение". В результате, большая часть системы высшего образования, оставшейся деградирующей и отсталой сырьевой колонии РФ в наследство от великой промышленной и научной державы СССР, выглядит в глазах нашего господствующего класса, как досадный и дорогостоящий социалистический атавизм, который нужно срочно как-то оптимизировать. Впрочем, так же как, и науку, и медицину, и промышленность, и сельское хозяйство...

Оптимальные_знания04769847.jpg


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здесь автор тоже о том же http://alex-dragon.livejournal.com/267303.html в комментах ссылка и на мои старенькие "пять копеек"

На мой взгляд, наиболее важная причина стремления людей в СССР к "чистым" профессиям, связанных с интеллектуальным трудом, лежит в лучшем качестве и продолжительности жизни интеллигенции, которые уже стали заметны в то время.
Статус, престиж и т.д. были для простых людей не так уж и важны, я такого во всяком случае не замечал. Даже родители об этом мало думали, а уж сами абитуриенты и подавно...

Синяя Ворона, в худших традициях левых, не понимает крестьян. Тяга к образованию в российской деревне (православной еще век назад) в огромной мере была иррациональной. Может это связано с особенностями православия, может с другими традициями.

У меня вот дед никогда не собирался уезжать в город, прошел три войны, был уважаемым человеком на деревне. Но коммунистам, с которыми, по его словам уживался, не мог простить что ему в свое время запретили учиться. Для него образование (по факту, не по корочкам) было очень большой ценностью.

Я думаю, что тяга к образованию, в народе, всегда имела рациональные корни. Но народ, как правило, не задумывается над высокими материями, а сермяга здесь очевидная: образованные люди занимаются более легкой работой, а значит живут лучше, легче. По крайней мере, это касается основной массы простых людей.

О пользе высшего образования

Пользователь vladimir_d70 сослался на вашу запись в своей записи «О пользе высшего образования» в контексте: [...] Оригинал взят у в О пользе высшего образования [...]

>где рабочие были реальным гегемоном и имели значительные преимущества перед большинством обладателей дипломов


Ой, да Вы что :)
Моя бабушка матери так и говорила: иди, учись на инженера, будешь сидеть в чистой белой лаборатории и писать бумажки.
Бабушка была пролетарием до мозга костей, работала на троллейбусном заводе и ни по наслышке знала, что такое "руки в масле, жопа в мыле". Что сейчас при капитализме, то и при социализме :)


p.s. Забыли еще. Ученые степени давали реальную, ощутимую, сушественную прибавку в заработной плате.
Стахановцем можно быть ограниченное количество времени, а ученого вперед ногами из кабинета высосят.



Edited at 2016-08-01 04:26 am (UTC)

> ..."руки в масле, жопа в мыле"...

Так об этом и речь. У обывателей появилось понимание, что не в одной зарплате дело, "чистая" работа с маленькой зарплатой, может быть лучше, чем "грязная" с большой.

> Ученые степени...

Многие рабочие получали зарплату на уровне кандидатов и даже докторов. А в СССР, чтобы стать доктором наук... это целая эпопея была.

> Стахановцем можно быть ограниченное время...

Мало того, что ограниченное время, так и срок жизни, в целом, у рабочих меньше. За что и за сколько можно продать год своей жизни? А пять лет? А десять?..

Аффтар, а я и не знал, что инженер или врач - это паразит на теле сантехника и грузчика. Теперь ты мне прояснил, кто есть столп общества.

Ну и кроме того, почему-то умалчивается самая банальная причина похода в институты - армия.

> Аффтар, а я и не знал, что инженер или врач - это паразит на теле сантехника и грузчика.

С чего это, инженер или врач - паразит? Об этом и речи нет.

> ...амая банальная причина похода в институты - армия.

"6. Две невырванные страницы на самом интересном месте (для мальчиков)" - это именно об этом:) Мем был такой в наше время, даже не подумал, что надо расшифровывать.

Представители рабочих профессий, в
среднем, жили и живут на 5-15 лет
меньше, чем труженики умственного
труда.
Вот об этом никто не вспоминает. А это важная характеристика условий жизни

А когда говорят об увеличении пенсионного возраста, то об этом не вспоминают особенно тщательно...

О пользе высшего образования

Пользователь westaluk сослался на вашу запись в своей записи «О пользе высшего образования» в контексте: [...] Оригинал взят у в О пользе высшего образования [...]

О пользе высшего образования

Пользователь westaluk сослался на вашу запись в своей записи «О пользе высшего образования» в контексте: [...] Оригинал взят у в О пользе высшего образования [...]

Такую полезную статью Вы написали! Спасибо! Сейчас молодое поколение действительно не хочет развиваться. Я бы сказала тем, кто рассуждает о вреде высшего образования:
Вывод: В школе тогда тоже не надо и учиться. Научились читать и считать и достаточно. Накопленные мировые знания вообще не нужны для того, кто просто хочет заработать денег, накупить одежды, наесться лапши удон и смотреть сериалы. Книги тоже пора сжечь. Модно не знать кто такой Сократ, историю планеты, незачем отличать липу от тополя. Кому это надо? Просто бобла побольше и Тагил!!!!

Забавно, но больше всех о вреде высшего образования рассуждают люди с высшим образованием:) Необразованные люди пользу образования, как правило, понимают гораздо лучше.

Ошибки СССР Размышляя над причинами гибели СССР и чита

Пользователь topbloger сослался на вашу запись в своей записи «Ошибки СССР Размышляя над причинами гибели СССР и читая разные мнения» в контексте: [...] "О пользе высшего образования" [...]

  • 1