
Уже несколько раз писал о книгах и чтении, но решил обратить внимание на такой забавный момент, который многие упускают из виду. Дело в том, что текст - это лишь средство с помощью которого мысли автора доставляются читателю. От качества текста - зависит качество доставки.
Если книга написана плохо, то это далеко не всегда значит, что книга плохая, и наоборот. Потому что у некоторые авторов много интересных идей, но нет литературного таланта, а у других - литературный талант - есть, а никаких других талантов - нет.
В результате мы можем наблюдать великолепно написанные книги, которые вызывают восторг у тонких ценителей литературы, но абсолютно (на мой взгляд) неинтересные с точки зрения содержания, и книги, написанные весьма коряво и неловко, которые у ценителей изящной словесности вызывают отвращение, но невероятно интересные по содержанию. Счастливое сочетание того и другого встречается редко и таких авторов, обычно, признают гениальными, и все их знают.
А вот остальные случаи - вызывают существенные разночтения. Одни люди, любители литературных красот, восхищаются гениальными крючкотворами, а другие - их на дух не переносят, и считают скучными и неинтересными. С другой стороны - поклонники кривых текстов, насыщенных интересными мыслями. При этом их мнения, какие книги считать "хорошими", а какие "плохими" - радикально расходятся.
Кроме того, есть довольно много книг, которые отвергаются публикой или насильственно выводятся за скобки культурными элитами - по идеологическим и морально-нравственным соображениям. В советское время это явление было малозаметно (подсознательно списывалась на идеологическое противостояние капитализм-коммунизм), а вот сейчас такая негласная цензура просто бросается в глаза. Особенно потому, что мы наглядно видим, как нагло, у нас на глазах, забвению подвергается масса великолепных советских книг.
В сущности, все "плохие" книги можно поделить на следующие виды:
1. Книги, в которых нет содержания, одни только литературные красоты и мелкотравчатые переживания героев (впрочем, благодаря чудесам буржуазного маркетинга, некоторые из таких книг нередко оказываются бестселлерами:).
2. Книги, которые неловко написаны, и к мысли автора приходится продираться сквозь бесконечно длинные предложения, составленные из зубодробительных слов и словосочетаний (тем не менее, многие из таких книг вполне заслуженно знамениты и стоят мучений при прочтении).
3. Устаревшие книги, написанные для других людей, выросших в другом мире, чтобы понять и по достоинству оценить содержание которых, нужно прочесть сноски, по объему, иногда, больше самой книги.
4. Несвоевременные книги, в которых описаны события и чувства бесконечно далекие и неинтересные для современных людей.
Я бы еще выделил "вредные" книги (которые тоже существуют):
1. Навязывающих вредные и ложные идеологические и мировоззренческие принципы (особенно, делающие это незаметно, между прочим).
2. Содержащие манипулятивные мысли и выводы, лживость (ошибочность) которых не для всех очевидна.
3. Играющие на низменных чувствах (поощряющих моральную деградацию).