
Огромная ошибка многих современных экономистов состоит в том, что они рассматривают капиталистическую экономику вне системы насилия. Т.е. экономика для них дело как бы сугубо добровольное, основанное на взаимовыгодности.
На самом деле, капиталистическая экономика невозможна без принуждения, без самых крайних форм насилия (вплоть до пыток и убийств). Причем, насилия институциализированного и хорошо замаскированного. Поэтому, как бы почти незаметного (привычного и само-собой разумеющегося).
Забавно, но капитализм зачастую откровенно зверствует даже в самых экономически развитых странах. Даже если людей там и не расстреливают из пулеметов, то мастерски создают своим, "лишним" - ненужным капиталу, согражданам такие условия, что они быстренько вымирают сами. Причем, буржуины умеют делать это так ловко, что несчастным горемыкам и пожаловаться как бы не на кого...
Забавно, но это насилие так хорошо замаскировано, что стало непонятным и незаметным даже для самих экономистов (особенно, экономистов-теоретиков). Игнорируя этот фактор, современные буржуазные (в том числе, и необуржуазные, т.е. постсоветские) экономисты капиталистическую экономику понимают совершенно неправильно и вполне закономерно загоняют ситуацию в тупик. Причем, увидеть и признать людоедски жестокую природу капитализма, насущную необходимость массовых экономических зверств, многим из них не позволяет человеческая мораль.
Кроме того, современные экономические модели слишком поверхностны (потому что игнорируют или неверно определяют границы применимости), они практически не учитывают реальную мотивацию (и/или стимуляцию) рабочей силы. В результате, создаются экономические конструкции, которые не только плохо работают, но приводят к повсеместной деградации экономики и вымиранию (уничтожению) рабочей силы. Причем, совершенно неожиданно для их авторов, искренне не понимающих, почему так.
Дело в том, что высокоразвитая сверхиндустриальная (или, как ее любят называть буржуйские экономисты, постиндустриальная) экономика может работать и развиваться только тогда, когда рабочая сила подгоняется не столько кнутом, сколько пряником. Потому что главная мощь сверхиндустриальной экономики заключается в силе мысли, а заставить думать насильно - невозможно (конечно, бывают иногда исключения, которые лишь подтверждают правило).
Слаборазвитая индустриальная экономика хорошо работает только в условиях беспредельного насилия крупного капитала над рабочей силой. Рабочие вынуждены смириться со своим горем и трудиться за тарелку гадкого супа только тогда, когда альтернативой этому является свинцовая пилюля. С другой стороны, зачем вообще нужна такая жизнь, если в ней нет ничего, кроме горя, насилия и тарелки супа?
Поэтому, и при попытке отказаться от пряников и перейти к кнутам (что сейчас является глобальным трендом и, видимо, считается глобальными элитами единственным выходом из создавшегося (созданного ими:) положения), неизбежно произойдет (уже происходит) качественная деградация всей мировой экономики (поэтапная утрата всех достижений человечества и скатывание в каменный век (в буквальном смысле этого слова)).
Основные самые очевидные формы насилия капитала над обществом:
1. Экономическое насилие (если человек живет честно, но не служит капиталу, то он умрет от голода (а если и служит, но живет честно, то умрет в нищете)).
2. Физическое насилие (если человек не хочет служить капиталу, то он, так или иначе, подвергается гонениям и наказаниям (как в рамках закона, так и вне его)).
3. Социальное насилие (общество не помогает тем, кто не может или не хочет служить капиталу, мало того, капитал не позволяет им помогать (хотя, пропаганда заявляет об обратном)).
4. Моральное насилие (капиталистическая мораль осуждает всех тех, кто не служит, не может и/или не хочет служить капиталу, и пытается добиться того же от общественной морали).
5. Психологическое насилие (капитал всюду преследует тех, кто не хочет ему служить и добивается их осуждения и преследования со стороны всего общества, добивается от людей добровольного подчинения своей воле).
6. Информационное насилие (обман, пропаганда и манипуляции, которые осуществляет капитал, чтобы подчинить людей своей воле).
7. Политическое насилие (нечестная выборная система, тотальная подконтрольность капиталу всех политиков и политической системы в целом).
8. Законодательный террор (создание системы законов, защищающих интересы господствующих классов и делающих беззащитными представителей угнетенных классов).
9. Культурное насилие (навязывание обществу чуждой и отрицаемой им культуры (антикультуры), выгодной (необходимой) господствующему классу).
10. Мировоззренческое насилие (навязывание людям и обществу системы взглядов, выгодной господствующему классу).
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество, Финансы, Экономика.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Только при условии существования индустрии, поскольку мысль сама по себе, какая бы она не была "сильная" не создаёт прибавочной стоимости. В постиндустриальных странах собственная индустрия отошла на второй план только потому, что капитал вынес многие производственные операции в страны с более дешёвой рабочей силой и теперь там происходит процесс создания товаров. В советское время второй половины 20 века был лозунг: "сделаем науку непосредственной производительной силой". Не реализуемый даже при социализме, где под производством стоимости можно понимать стоимость потребительную. При капитализме - тем более, т.к. истоком роста капитала является прибавочная стоимость (неоплаченный труд рабочих).
Промышленная машина такой стоимости капиталисту не создаёт, она лишь переносит часть своей собственной стоимости на производимый товар (изнашивается). Но позволяет повысить производительную силу труда рабочих и за счёт этого уменьшить необходимое время работы и увеличить прибавочное (а значит и прибавочную стоимость). Если бы удалось создать такой способ производства, в котором на любом этапе люди оказались бы не нужны, капитализм бы закончился, поскольку исчез источник дальнейшего роста прибавочной стоимости. И люди, дожившие до такого момента, увидели бы как с прекращением существования главного товара эпохи капитализма - рабочей силы, схлопывается всеобщее товарное хозяйство, существовавшее лишь для постоянного возобновления превращений стоимости и роста капитала.
Насчёт стимулов при капитализме. Наиболее сильная мысль, позволившая ему в конце-концов победить феодализм заключалась в том, что человека можно гораздо эффективнее эксплуатировать, если поставить его в такие условия, при которых он сам станет продавать свою рабочую силу. Голод и перспективы скоротечно закончить жизнь на помойке - вот то, что заставляет любого рабочего корячиться на капиталиста куда эффективнее, чем свинцовые пилюли, надсмотрщики и прочие находки господствующих классов за все предыдущие эпохи. А социальное расслоение служит стимулом для инженеров, учёных, врачей, учителей и т.д. Капиталист может им так же платить мало, но перед их глазами всегда есть рабочие и бомжи, у которых ещё меньше и в число которых попадать никому не захочется. Никто не заставляет думать насильно, лозунг эпохи где каждый партнёр, а не друг не товарищ и не брат: "не хочешь - не надо, не можешь - мы рады".
Проблемы, которые сейчас наступают для трудового народа т.н. постиндустриальных стран напрямую связаны с кризисом капитализма, упершегося в предел своего развития. Если нет возможности выжать ещё больше прибавочной стоимости, нет и потребности в росте производства, т.к. прибыль его основная цель. Если нет роста производства стоимости нет роста благосостояния и тех трудящихся, которые участвуют в процессах превращения стоимости, в том числе и выдающих "сильные" мысли. Более того, многие становятся просто не нужны и их материальное обеспечение понижается, чтобы оптимизировать издержки капиталисту.
Edited at 2021-10-09 08:52 am (UTC)
Первобытная община - это когда все гопота и классов нету
Рабовладение - это когда и высшие, и низшие классы гопота
Феодализм - это когда высшие классы цивилизованные, а низшие классы гопота
Капитализм - это когда высшие классы гопота, а низшие классы цивилизованные
Социализм - это когда и высшие, и низшие классы цивилизованные
Коммунизм - это слияние цивилизованных классов
Не обязательно законодательный... Для многих ОЭФ более характерны открытые формы террора.
> Иначе власть не удержать
Это характерно только для паразитических ОЭФ, в рамках справедливых ОЭФ (социализм, коммунизм) - террор не нужен... Даже наоборот.