kajaleksei (kajaleksei) wrote,
kajaleksei
kajaleksei

Category:

О проблемах релевантности

фейк_книга_поиск_изображений

Как-то задумался о том, что люди приходят в интернет, примерно за тем же, зачем раньше брали в руки книги - чтобы узнать что-нибудь новое, неизвестное ранее. И раньше поисковики соответствовали этому как нельзя лучше, практически каждый раз сообщая что-нибудь удивительное и неожиданное. Это продолжалось ровно до тех пор, пока во главу угла не была поставлена релевантность.

После этого, что бы и как бы Вы ни искали, Вам упорно будут подсовывать именно то, что Вы и так знаете. Потому что, или Вы уже это когда-то искали, или если не Вы сами, то подобные Вам, а значит интернет всегда будет услужливо подсовывать именно то, что уже известно, Вам и/или всем и каждому.

Причем, парадокс здесь возникает еще и по причине образования положительных обратных связей. Все находят, пересказывают и переиначивают одно и то же. При этом, популярная информация бесконечно размножается и повторяется (изредка искажаясь до неузнаваемости), а редкая и не слишком популярная - исчезает вовсе.

Причем, исчезает не только информация, которая никому не интересна, но и та, которую поисковики сознательно пессимизируют, по тем или иным причинам (киберквотинг, авторское право, экстремизм (любые политические причины и поводы), порнография (шок-контент и подобные причины и поводы), персональные данные и т.д. и т.п.).

Забавный эффект наблюдается, когда информация пессимизируется по требованию правообладателей (я как-то писал на эту тему в заметке "О проблемах современного искусства"). В таком случае, источники информации, охраняемые законом, и их содержимое, быстро становятся никому неизвестными (как бы - невостребованными) и исчезают из информационного пространства.

Таким образом даже создается забавный парадокс, который заключается в том, что дорогая информация, из-за своей недоступности, быстро теряет востребованность и ценность, а бесплатная - наоборот, становится все более востребованной, а значит и ценной:)

Ситуация усугубляется еще и тем, что теперь поисковики ограничивают общий объем ссылок выдаваемый по запросам. Если раньше, хотя бы и на дне, среди 100500-х строк, могла затесаться какая-то редкая, но нужная ссылка, то теперь ее вообще никому и никогда не покажут. Нерелевантные ссылки - обречены, они никогда не увидят свет (на самом деле, некоторые шансы на всплытие у них есть, но с каждым годом - все меньше и меньше).

Чтобы бороться с подобными эффектами (это не панацея, но нужно же что-то делать?), на мой взгляд, можно было бы создать поисковик с реверсивной релевантностью, т.е. такой, который будет искать наименее популярные и никем невостребованные ссылки. Не пропуская ни одной. И показывать их первыми, а самые популярные (по мере роста популярности) - опускать на самое дно (потому что если они кому-то понадобятся - их легко можно найти с помощью какого-нибудь пошлого гугля).

Tags: 2021, информация, мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →