Прочел забавную заметку о культе высшего образования в СССР и задумался, почему же в действительности советские люди стремились к высшему образованию? Ведь, получение большого объема сложных знаний требует значительных умственных усилий, чаще всего, это весьма неприятный и даже болезненный процесс.
В наше-то время причины подобного стремления к знаниям вполне очевидны:
1. При капитализме, в условиях конкурентных отношений между людьми, обладание хорошими знаниями в областях юриспруденции и экономики являются одним из важнейших навыков выживания в обществе. Поэтому люди стремятся приобрести как можно более глубокие знания именно в эти областях, и стараются получить юридическое и/или экономическое высшее образование, независимо от своих дальнейших планов на профессию. Не надо думать, что у нас полно идиотов, которые тратят свои силы, время и деньги, чтобы получить профессии с самой высокой конкуренцией на рынке труда, люди просто готовятся к выживанию в джунглях рыночной экономики. Впрочем, государство с этим стремлением пытается бороться...
2. Высшее образование позволяет занять более высокую ступеньку в рыночной "пищевой цепочке", вырваться из среды беспощадно эксплуатируемых пролетариев и стать хотя бы и мелким, но паразитом.
3. Совместное обучение с отпрысками представителей более высоких уровней социальной иерархии, дает возможность обзавестись неформальными связями, которые могут позволить подняться по ступенькам пирамиды еще выше.
и т.д. Т.е. высшее образование дает при капитализме ощутимые конкурентные преимущества, даже если в дальнейшем никогда не работать по специальности. Причем, эти преимущества столь значительны, что люди готовы стойко переносить все тяготы и трудности студенческой жизни (которая довольна сурова для обитателей социального дна), лишь бы получить заветные "корочки".
Совсем другое дело СССР, где рабочие были реальным гегемоном и имели значительные преимущества перед большинством обладателей дипломов, и в размерах заработной платы, и в доступе к социальным льготам. Тем не менее, и в СССР люди зачем-то стремились высшее образование получить, думаю, что главные причины были в следующем:
1. Образ жизни. Профессии связанные с физическим трудом гораздо быстрее "изнашивают" человеческий организм, чем умственный труд. Советские льготы эту разницу компенсировали не полностью, поэтому в действительности интеллигенция имела перед рабочими существенное преимущество, и в продолжительности, и в качестве жизни. Вполне закономерно, что многие люди стремились получить образование, чтобы найти себе "чистую" работу "в конторе". Большинство родителей этот момент уж точно понимали и искренне стремились обеспечить своим детям лучшую жизнь, заставляя учиться.
2. Развитие разума. По большому счету, человек является совокупностью всех своих знаний и мыслей, и фактически, чем он более развит и образован - тем более он человек. Советские люди это хорошо понимали и стремились к саморазвитию. Высшее образование давало хорошую возможность для этого.
3. Разнообразие. Большинство людей вынуждены следовать по жизни по достаточно унылой и заведомо известной траектории: детсад - школа - армия (для мальчиков) - свадьба - работа - пенсия - кладбище... Высшее образование позволяло несколько разнообразить жизнь, введением в нее еще одного увлекательного этапа, для многих - самого лучшего в жизни.
4. Самостоятельность. Это был один из самых простых путей, по окончании школы, получить почти полную самостоятельность в сочетании с относительной свободой. Большинство молодых людей стараются поскорее оторваться от опеки родителей и научиться самостоятельно "плавать" по жизни. Советские ВУЗы предоставляли для этого полную возможность. В те времена общаги давали всем желающим (хотя, и не во всех вузах) за символическую плату, а стипендия вполне позволяла жить, хотя и не богато, но не обращаясь к родителям за помощью и нигде не подрабатывая.
5. Развлечение. Для многих энтузиастов, в то время, и сама учеба была увлекательным делом. Но многие шли учиться ради приключений не относящихся напрямую к учебному процессу. Как правило, у студентов оставалось достаточно свободного времени и сил для нехитрых молодежных развлечений. У рабочих таких возможностей было уже гораздо меньше.
6. Две невырванные страницы на самом интересном месте (для мальчиков). Многие домашние мальчики искренне и по делу армии страшились. Ведь, даже для простых парней из рабочей и крестьянской среды, армейский быт (особенно в начале) представлял из себя непростое испытание. Но для большинства изнеженных потомков интеллигентов это было нечто похожее на ад. ВУЗ (лучше, если с военной кафедрой) был самым простым и надежным способом этих неприятностей избежать.
7. Выйти удачно замуж (для девочек). Явление настолько распространенное, что даже породило этот забавный мем - народную расшифровку аббревиатуры ВУЗ:) Многие девчонки изначально поступали только, и исключительно, для того, чтобы в процессе обучения найти себе "хорошего" мужа (исходя из п.1 и 2).
8. Овладение профессией. Забавно, но это никогда не было особенно важным при решении получать высшее образование или нет. Хотя, при выборе конкретного вуза и специальности, некоторые этот момент учитывали, стараясь придерживаться именно того дела, к которому лежит душа. Впрочем, в некоторых случаях выбора не было, для работы по многим специальностям диплом просто необходим.
Причем, если п.1, 7 и 8, в настоящее время, еще как-то действуют, то все остальные советские стимулы к получению высшего образования, уже почти полностью утратили свой смысл.
Интересно, но именно, как "кузница кадров" система высшего образования в наше время, полностью утратила смысл, по крайней мере в нашей стране. Спрос на кадры, определяемый "невидимой рукой", имеет ярко выраженный стихийный характер, а система подготовки кадров требует длительного планирования. Поэтому никакого стимула тратить все свои силы и деньги на то, чтобы стать хорошим специалистом (особенно это касается технических специальностей) у современных студентов практически нет. Все их усилия невидимая рука, в любой момент, может запихнуть в невидимую $опу. К тому же, делу мешает проблема мотивации сложного умственного труда при капитализме, о которой я писал в заметках "Капитализм и труд" и "Кадровое истощение".
В результате, большая часть системы высшего образования, оставшейся деградирующей и отсталой сырьевой колонии РФ в наследство от великой промышленной и научной державы СССР, выглядит в глазах нашего господствующего класса, как досадный и дорогостоящий социалистический атавизм, который нужно срочно как-то оптимизировать. Впрочем, так же как, и науку, и медицину, и промышленность, и сельское хозяйство...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →