В прошлый раз написал про ошибки, но пропустил такой важный момент, как определение ошибки. Проблема в том, что все словарные определения неполные и неточные, а такой предлагаемый антоним, как "истина" не выдерживает никакой критики (потому что имеет свой антоним "ложь", а это, по смыслу, очень далеко от ошибки).
Сам я дать точное определение ошибки затрудняюсь, а в заметке написал о том, что понимаю достаточно ясно. Другое дело, что интуитивно понятие ошибки никаких сомнений не вызывает и всегда легко идентифицируется.
Попробую сформулировать, что именно принято называть ошибками на практике:
1. Непреднамеренное нарушение известных (а иногда и неизвестных) законов и правил.
2. Сознательные действия, которые не привели к желательному или привели к нежелательному результату.
3. Любые утверждения не соответствующее действительности.
4. Любые умозаключения или математические обоснования, приводящие к неверным выводам (решениям).
Причем, понятно, что в большинстве случаев, понятие "ошибки" является оценочным суждением и может применяться ошибочно:) Что и было темой предыдущей заметки.
Мало того, ошибка - это диалектическое понятие, то что является ошибкой сегодня, будет абсолютно верным - завтра, или в других обстоятельствах, и наоборот. К достижению цели может приводить целый каскад ошибок, а абсолютно верные решения (каждое в отдельности) могут привести к катастрофе... Даже законы и правила, могут трактоваться неоднозначно.
Поэтому, другой интересной темой является обнаружение ошибок. Но это тема для других заметок, потому что сам этот процесс (выявления ошибок), на мой взгляд, является пока сугубо творческим и неоднозначным (и даже не вполне понятным). Во многих случаях найти (заметить) ошибку бывает очень сложно. Может оказаться непросто даже понять, что именно может быть предметом ошибки, что и как следует оценивать...
Ошибки легко искать только в ответах на специально подготовленные задачи, исходные данные и условия для которых - исчерпывающие (необходимые и достаточные), а логика решения - однозначная (по крайней мере, в рамках знаний, полученных школьником). Причем, даже в таких случаях, встречаются спорные моменты.
И зачастую, ошибки обнаруживаются только много после, когда появляется соответствующие знания и опыт, иногда, в сопутствующих или совершенно иных областях...