kajaleksei (kajaleksei) wrote,
kajaleksei
kajaleksei

Category:

Краткая ретроспектива коррупционных схем в отечественном ВПК

елкин_коррупция.jpg

Рассуждая о "коррупции", большинство наших сограждан, плохо понимает, что это такое. Само понятие сводится для них лишь к воровству или простой взятке. Вместе с тем в мире существует немало различных коррупционных схем, некоторые из которых и по сей день являются законными (или, при желании, могут считаться таковыми). Так же, существенно различаются они между собой и по вредоносности. Традиционно, в исторической ретроспективе последних десятилетий, в отечественной оборонной промышленности использовались следующие основные схемы «попилинга» и «откатинга»:


  1. Простая взятка. Необходимую сумму обналичивают, выписывая премию на одного или нескольких доверенных работников и собирают «в конверт», который лично или через доверенное лицо вручают взятко-получателю. Цель подкупа, обычно, досрочная приемка фактически незавершенных работ или работ с неустраненными недостатками, завышение трудоемкости выполненных работ, получение крупных или особенно выгодных заказов. В настоящее время встречается крайне редко из-за вытеснения более эффективными схемами. Иногда взятки давались «борзыми щенками», в виде подарков или дорогостоящих услуг, но эта разновидность практически полностью ушла в прошлое. Взятка имеет смысл только при кратковременном сотрудничестве и подвергает большому риску обе стороны. Общая сумма, обычно, незначительна, менее 1-2% от стоимости работ. Это практически «вечная» схема в той или иной степени встречается всегда и везде. Встречалась даже в СССР.

  2. Трудовое соглашение. Промышленное предприятие победившее в конкурсе на разработку или поставку изделий ВиВТ нанимает по трудовым соглашениям заинтересованных лиц или их представителей. Это наиболее безобидная, а может быть даже полезная схема откатов, т.к. совместный труд на общее дело облагораживает, вызывает чувство сопричастности и ответственности за общее дело. На объем выполнения работ такая схема существенно не влияет. Предельная сумма «откатов» в этом случае не превышает 10 % от стоимости работ. Сейчас практически не используется. Применялась еще в СССР, но наиболее широкое распространение получила в России в начале 90-х.

  3. Левый соисполнитель. Создается некая фирма (обычно при НИУ Заказчика), большинство работников которой заинтересованные лица и их представители, она получает все необходимые лицензии и сертификаты. Предприятие-головной исполнитель, победившее в конкурсе, привлекает эту фирму в качестве соисполнителя (если не привлекает, то как минимум, на победу в следующих конкурсах может не рассчитывать). Иногда, в качестве соисполнителей, в этом случае, могут выступать НИУ Заказчика напрямую. Работы по заказам по это схеме выполняются обычно в полном объеме, иногда с незначительными послаблениями к качеству. Объемы откатов при использовании этого метода, особенно в рамках НИР, могут достигать 30 % от стоимости работ (бывает и больше, но редко). Широко применялась в конце 90-х и даже в начале 2000-х. В настоящее время используется редко из-за организационных сложностей.

  4. Подставной головник. Создается некая фирма (например «Русские инновационные военные нано-технологии далекого будущего») получает все необходимые лицензии и сертификаты, нанимает пару «головастиков»-профессионалов и коллектив девочек-дизайнеров, выпускает «Программу развития ВС РФ до 2050 года», «Перспективные планы развития до 2125 года...» и подобные шикарно оформленные проспекты о своей виртуальной продукции. Все самые смелые фантазии «головастиков» воплощенные в картинках от лучших дизайнеров… Иногда обходятся и без «головастиков», достаточно достаточно одних только дизайнеров, которые перерисовывают красивые картинки из «модных» военных журналов. Компетентность людей принимающих решения упала настолько, что обычно и этого достаточно. Затем фирма «закономерно» выигрывает конкурсы на разработку и поставку изделий ВиВТ и становится головным исполнителем работы, после чего нанимает где-нибудь в провинции реальных исполнителей на еще уцелевших или недавно уничтоженных предприятиях ВПК, ценою подешевле (а иногда где-нибудь в «дружественном» Китае) и начинает со знанием дела втирать очки МО РФ, а иногда даже гонит свою туфту в войска. В случае разработки новых образцов, следов их деятельности часто не остается совсем (кроме презентаций и проспектов), хотя иногда, нанятыми за бесценок разработчиками, могут быть созданы какие-нибудь убогие экспериментальные образцы. На этапе государственных или межведомственных испытаний нулевой результат скрывать становится уже невозможно, признать провал тоже (в схеме участвуют слишком многие) и тему по-тихому закрывают. Фирма ликвидируется (что очень просто, т.к. никаких основных фондов у них обыкновенно нет) и создается новая (например «Военные супер-нано технологии») и все начинается сначала. Откаты по этой схеме могут достигать 100 %. Схема возникла в середине 00-х, но затем быстро переродилась в «Концерн».

  5. Концерн. Создается Госкорпорация, например Ростехнологии, туда насильно загоняют все действующие и бездействующие, но еще существующие предприятия ВПК. Руководителями на них назначаются «эффективные менеджеры», которые запутывают бухгалтерию таким образом, чтобы сделать непрозрачными денежные потоки и спокойно тырят почти все что могут. Исправно отстегивая головному руководству положенные 20% оброка «на концерн». Когда очковтирательство становится невозможным, то в провальном результате обвиняются отдельные технические специалисты и/или предприятия входящие в концерн, а корпорация продолжает тырить государственные деньги почти легально и совсем безнаказанно. По этой схеме выделяемые деньги: или полностью разворовываются, или поставляется некачественная продукция, или разрабатываются и производятся нормальные, качественные ВиВТ, но с затягиванием сроков и многократной переплатой. Данная схема начала применяться в конце 00-х и ныне внедрена почти повсеместно.

При использовании схем 1, 2 или 3 оборонные предприятия, обычно, успешно разрабатывают и поставляют продукцию в войска. Продолжает создаваться новая техника, иногда «на тормозах» с задержками, вызываемыми финансовыми «утечками», которые очевидны и легко устраняются при наличии на то государственной воли. Если применяются схемы 4 и 5, то, ни о каком прогрессе речь не идет, сколько денег не дай, все пойдет только на обогащение участников концессии. Кроме того, при схеме 5 подведомственные корпорациям предприятия интенсивно деградируют из-за безграмотного руководства и финансовых «кровопусканий», и постепенно разворовываются «эффективными менеджерами» вплоть до полного банкротства и ликвидации, или в лучшем случае, приватизации по бросовой цене. После чего они начинают профессионально заниматься очковтирательством, превращаясь в "черные дыры" для государственных денег получаемых по Госзаказу, с перспективой неизбежного банкротства и ликвидации...

В самом МО РФ воровали в последнее время в основном с помощью различных аутсорсинговых схем, при импортных закупках ВиВТ и, как обычно, при распродаже «излишнего» имущества.

Вообще, многие современные проблемы комплектования ВС РФ современными образцами вооружения и ВТ, вызваны не только недостаточным финансированием, но и системным разрушением военной науки и института Заказчиков. Темы, которыми в советское время у Заказчиков занимался целый отдел теперь заведует, нередко, 1 (один) человек, в его ведении могут находится целые направления разработки и производства ВТ. А ведь ошибки Заказчиков, случайные и преднамеренные обходятся очень дорого и не всегда могут быть исправлены. Скоро возникнут и проблемы с формированием технического облика новых образцов ВиВТ, связанные с окончательной ликвидацией военной науки и деградацией отраслевой. Впрочем, и организовать эксплуатацию новой техники тоже будет затруднительно, в связи с уничтожением ремонтных структур и системы подготовки кадров в МО РФ... Целенаправленное уничтожение важнейших военных органов будет иметь тяжкие последствия уже в ближайшем будущем и устранить их будет непросто, а в рамках действующей парадигмы, эти трудности вообще непреодолимы.

Финансовый контроль за предприятиями ВПК, в настоящее время, в значительной степени утрачен из-за разрушения института Военных Представителей. Их статус, в результате реформ, значительно снижен, а в результате многочисленных реорганизаций, были потеряны квалифицированные кадры. Сейчас, большинство военных представительств представляют из себя жалкое зрелище: потертые жизнью "сапоги" со знаниями и интеллектом прапорщиков, забытые, покрытые пылью веков пенсионеры и инфантильные бессмысленные мальчики-курсанты сразу после военных училищ...

В целом, внедряемая корпоративная система управления ВПК уже продемонстрировала свою полную неработоспособность в наших условиях и ее настойчивое внедрение неизбежно приведет к полной и необратимой потере работоспособности нашего ВПК. Способность производить сложные виды ВиВТ, при сохранении прежней тенденции, будет утрачена уже в перспективе 3-5 лет. Отдельные провалы можно ожидать уже сейчас.

Tags: 2013, ВПК, коррупция, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →