?

kajaleksei


Все будет хорошо, готовьтесь...


Previous Entry Share Flag Next Entry
О пользе морали
kajaleksei
инфо_готтентотская_мораль

"Стояли звери
Около двери.
В них стреляли,
Они умирали.

Но нашлись те, кто их пожалели,
Те, кто открыл зверям эти двери.
Зверей встретили песни и добрый смех.

Звери вошли и убили всех"

К своему удивлению столкнулся с тем, что некоторые люди считают мораль чем-то враждебным и противоестественным человеку, как бы навязанным ему извне. Поэтому решил вернуться к этому вопросу, хотя, уже писал на темы морали ("Инфляция морали", "Мораль и объективность" и "Мораль и закон").

Можно сформулировать следующие принципы полезности морали:

1. Соблюдение моральных принципов невыгодно для человека, потому что требует от него совершения невыгодных лично ему поступков или отказа от выгодных.

2. Соблюдение моральных принципов выгодно для тех, в чьих интересах другие люди совершают поступки, диктуемые моральными принципами.

3. Для человека, выгоднее всего, пользоваться услугами тех, кто следует принципам морали, но самому им не следовать и невыгодных поступков не совершать. Таких людей честные люди называют - подонками.

4. Если в обществе правят подонки, если нарушение моральных принципов обществом никак не наказывается (а то даже и поощряется) и нарушители продолжают безнаказанно пользоваться всеми благами, которые обеспечивают следование принципам морали других членов общества, то подонки получают мощное эволюционное преимущество, быстро становятся примером для подражания, мораль уничтожается, и такое общество быстро разрушается и гибнет.

В конечном счете, человеческое общество сформировалось и выросло именно благодаря морали и нравственности. Именно они являются главными опорами и духовными скрепами любого человеческого общества. Без морали существование человечества практически невозможно. Уничтожение морали ведет человеческое общество, а затем и людей, к неминуемой гибели. Потому что человек не может существовать вне общества.

Если кто-то полагает, что для человека естественно быть подонком, что это неотъемлемая часть его природы, то из этого же следует, что порядочным людям нужно смириться с существованием между собой разной сволочи. Мало того, придется признать свою подчиненную роль по отношению к ним. Ведь, отсутствие моральных и нравственных принципов, если общество за это не осуждает и не противодействует подонкам, по-жизни дает колоссальное преимущество.

С этой позицией можно соглашаться или нет, но она имеет право на существование. Это цельное и законченное мировоззрение совершенного подонка, социального садомазохиста, прирожденного рабовладельца и/или раба, которое позволяет ему быть счастливым и искренне наслаждаться жизнью даже являясь откровенным паразитом, гнидой, или оставаясь в унизительном рабстве.




  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

вся человеческая мораль происходит из одного фактора- из большого размера головного мозга и большого времени взросления человека, препубертатного периода. как следствие люди для выхаживания детей вынуждены были жить в социуме- племени, роде и т.д. поэтому возникли все эти не возжелай и не убий с ключевым дополнением про ближнего своего..

Налицо столкновение естественной и идеологизированной морали, например, талион Моисея и современные "моральные" основания политики Америки. Естественная мораль уже много раз переинтерпретирована, переконструирована, а точнее - искажена. Народ чует это, хотя точно и не различает.

Мораль в обществе

У Голсуорси в "Последней главе" герой рассуждает о том, что человек, превышая меру потребления или совершая другие аморальные поступки, тем самым ухудшает состояние общества, что в свою очередь плохо сказывается на нём и его потомках. Жаль, что в большинстве своём люди об этом не думают.

Все от того, что человек с самого начала не может жить в гордом одиночестве, и является животным социальным. Все дело в эволюции Теория осевого времени, предложенная Карлом Ясперсом, отвечает на вопрос, почему одни древние цивилизации погибли безвозвратно, а другие, даже если не сохранились, передали свое культурное наследие последующим поколениям и определили их дальнейший путь, став для них духовной опорой.
Суть ясперсовской теории в том, что человечество имеет единую историю, а все эти многочисленные цивилизации, как бы они не отличались друг от друга - суть проявления одного и того же процесса. Как говорится, разные цветочки одного стебля.

Мировую историю Ясперс делил на несколько фундаментальных этапов, которые сменяли друг друга, перескакивая через определенный узловой момент своего развития. В результате было четыре эпохи, каждая из которых опирается на свою собственную основу, отличающую ее от других.

Первая - доистория, когда люди создали общество, придумали орудия труда, научились пользоваться огнем и т.п.
Вторая - рождение цивилизации, появление государства, религии.
Третья - осевое время, когда человек стал экзистенциальной личностью. Об этом ниже будет подробнее.
Четвертая - научно-техническая эпоха, активное преобразование природы, наше время.( Свернуть )


Самым ключевым моментом истории, определившим дальнейший путь человечества, было осевое время. Ясперс относит его к 800 - 200 гг. до н. э. , а пик его пришелся на 500 года до н.э. Это было время духовного перелома.
Тогда одновременно в разных культурах произошли грандиозные духовные изменения, выразившиеся в появлении религиозных, философских, эстетических, моральных учений. Через осевое время прошли не все. Какие-то культуры не смогли выработать новое осмысление сущности мира и человека. Они так и остались в косных догматических представлениях и погибли, не подарив человечеству духовной опоры.

Сквозь осевое время прорвались только пять величайших древних культур:
а) шумеро-вавилонская, благодаря появлению религиозно-мистических учений, например, зороастризма,
б) древнекитайская, создавшая выдающуюся философию, особенно даосизм (Лао цзы) с его системой понимания мира и этикой, доведенной до системы четких правил Конфуцием,
в) древнеиндийская, где в тот же период времени возникло учение Будды и развивались философско-религиозные системы брахманизма, кришнаизма и т.д.
г) иудейская, потому что в древней Палестине возник мощный опыт переосмысления бытия, отраженный в текстах Библии, родилась монотеистическая религия. В это время проповедовали пророки Исайя, Илиа, Иеремия и другие,
д) древнегреческая, ставшая, благодаря своей рациональной философии, искусству, этике, основой всего дальнейшего развития европейской культуры. В это время жили Гераклит, Сократ, Платон и другие великие мыслители.

Соблюдение норм морали невыгодно соблюдающему на короткой дистанции, но выгодно на длинной дистанции. Т.е. мораль = прагматические рекомендации, созданные людьми с недостатком когнитивных способностей, не умеющими объяснить их окружающим.

Впрочем, поскольку соблюдение норм морали невыгодно соблюдающему на короткой дистанции, а большинство людей имеют короткий горизонт планирования - нормы морали приходится внедрять как религиозные догмы. Иначе не работает - распад СССР подтверждает.
Кроме того, мораль приходится навязывать силой.

Мораль является продуктом естественного отбора. Общества с плохой моралью - проигрывали обществам с хорошей моралью.

В обществе в разных группах м.б. разная мораль. Особенно если эти группы = классы. Тогда мораль каждого класса эволюционирует отдельно. А общество выживает в зависимости от того, насколько удачна вся совокупность моралей.

Для действительно человека естественно быть подонком, это действительно неотъемлемая часть его природы. Но это не значит, что с этим не надо бороться.
Потеть и вонять потом - тоже естественно. Но мыться надо.
Болеть - естественно. Но медицина нужна.

  • 1