?

Log in

No account? Create an account

kajaleksei


Все будет хорошо, готовьтесь...


Previous Entry Share Next Entry
О советской предусмотрительности
kajaleksei
море_зовет

Эта история целиком написана по никем не подтвержденным рассказам и слухам, и может полностью не соответствовать действительности.

Не только мы, но и весь мир всегда знал и знает, насколько велик и могуч был СССР, но, далеко не все догадываются, насколько он был мудр и предусмотрителен. В частности, документацию на всю свою продукцию (по крайней мере военную и двойного назначения) он подвергал микрофильмированию и прятал в специальные защищенные хранилища. Теоретически, способные выдержать даже ядерный удар. Но, чтобы не проверять эту способность на практике, их тщательно прятали, маскировали и размещали в самых разных местах нашей необъятной Родины. Распределялись такие тайники по отраслевому принципу (у каждого министерства было свое хранилище документации). Каждое из этих хранилищ, фактически, содержало в себе многолетний труд всех работников отрасли, все их знания и опыт...

Одно из них, принадлежавшее судостроителям, было построено на территории Казахской Советской Социалистической Республики. Говорят, что для надежности его выдолбили в скальном монолите, чтобы наверняка сберечь от гнева супостатов. Но, однажды СССР растаял, как дым, преданный собственными элитами и в суматохе переделов власти, и усмирения народа, внезапно потерявшего свободу, про хранилище долго никто не вспоминал. А документация, в это время, спокойно лежала, надежно укрытая от мировых бедствий десятками метров скальной породы. Пока однажды, эффективным хозяевам нового капиталистического Казахстана, не пришло в голову рачительно распорядиться своими ресурсами, в том числе и теми, что достались ему от СССР. И всю эту документацию решили продать. Тем более, что самому Казахстану стать могучей морской державой не грозило и не грозит даже в очень отдаленной перспективе.

Самым главным покупателем этого редкого товара оказался... Китай, который скупил все, что смог, даже то, что ему было не очень нужно (на всякий случай). Удивительно, но хваленые западные спецслужбы этот момент прошляпили более, чем полностью. В результате Китай, втихаря, в одночасье, стал обладателем почти всего интеллектуального наследства СССР в области судостроения (и смежных областях). Приобретя знания и опыт нескольких поколений советских конструкторов и ученых. Фактически, стал полноценным наследником и продолжателем великой советской школы кораблестроения (ныне, на Родине, практически полностью утраченной). Кстати, слышал, что буржуазная РФ тоже хотела часть документации прикупить, потому что свою, в "святые" 90-е почти целиком утратила, за ненадобностью (почему-то в судостроении дела с этим обстоят даже хуже, чем во многих других отраслях). Но, жадные россиянские буржуины, поскупились и остались с носом.

Забавно, но нашим узкоглазым собратьям - счастливым продолжателям дела строительства социализма, подфартило еще раз. Они ухитрились практически даром (на "иголки") купить на Украине почти готовый советский авианосец. Казалось бы, он был ни к чему, без документации... И годился только на металлолом. Имея же в руках полный комплект чертежей, доделать почти готовый корабль, было раз плюнуть. Тем более, для такой высокоразвитой индустриальной державы, какой стал к этому моменту Китай. Впрочем, отработав и освоив на советском образце все необходимые технологии, китайцы теперь, по тем же лекалам, строят полностью свои новенькие авианосцы.

Единственной проблемой, изначально, был русский язык, на котором оказалась вся закупленная в Казахстане советская документация. Несмотря на то, что в Китае традиционно хорошо знают (а может быть и любят:) русский язык (изучают в школе), но явно недостаточно, чтобы свободно пользоваться технической документацией на русском. Эту проблему китайцы решили просто, наняв за бесценок несколько тысяч заброшенных и никому не нужных на своей Родине советских инженеров (впрочем, для РФ того времени, это были весьма неплохие деньги, и многие на этой теме хорошо поднялись), которые быстро и качественно перевели всю документацию на английский (его современные китайцы знают гораздо лучше).

Парадокс, но судостроение в РФ находится сейчас на гораздо более низком техническом уровне, чем советское, а теперь и китайское. Восстановить (или даже сделать шаг вперед), наши авантюристы попытались с помощью Мистраля, заполучив недостающие (утерянные) знания и технологии на западе, но их кинули и обломали, весьма цинично и грубо (слышал, что они не смогли вернуть даже деньги, но это уже совсем другая позорная история).

Таким образом, великий Советский Союз, даже спустя многие годы после гибели, смог протянуть руку помощи своим идейным наследникам. Дав братскому Китаю возможность за считанные годы стать великой морской державой.

О наших собственных позорных "успехах" в этой области, не хочется даже вспоминать... Впрочем, это касается не только флота.



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия, История, Производство.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Жаль, Северной Корее ничего не досталось.

Может что-то и досталось... Но авианосцы им точно не по плечу:)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Документация бесполезна без людей, умеющих её читать. В принципе, найм советских специалистов был принципиален - но тут надо брать не только специалистов, но ещё и рабочих, и даже заводы, ибо документация написана для конкретных заводов.

> Документация бесполезна без людей, умеющих её читать.

Китайцы не дураки, вместе с советской документацией использовали советских специалистов:)

> ....ибо документация написана для конкретных заводов.

Технологическая документация, да. Для каждого завода подгоняется. А конструкторская - нет. Единственное, это технологические ограничение, чем лучше развиты технологии, тем проще конструировать.

Вообще-то судостроение в России сейчас на высшем уровне. Зацените хотя бы свежайшие ледоколы и плавучую АЭС. Статья опоздала лет на 20.

Уровень здесь определяется способностью строить крупные корабли, а с этим проблемы. Поинтересуйтесь.

все записано в высших мультиуфимных слоях ...

> все записано в высших мультиуфимных слоях ...

Там есть проблема с читателями:)

Вряд ли все так печально.

Во-1, в таинственных казахских скалах хранились в лучшем случае копии документов, оригиналы остались в архивах КБ и заводов, и Россия их не потеряла,

Во-2, техника и технология постоянно меняются, и корабли второй полвины прошлого века (и советские, и несоветские) сейчас уже безнадежно морально устарели. Устаревшие проекты имеют ценность невысокую.

Ну и в-3, как уже отметили выше, судостроение в России сейчас хорошее, причин для грусти нет.

> ...остались в архивах КБ и заводов, и Россия их не потеряла,

Точнее, были в архивах, потери здесь огромные. Мало того, они продолжаются... Во всяком случае, так говорят.

> Устаревшие проекты имеют ценность невысокую.

Вы это китайцам расскажите:) Или американцам, которые до сих пор свои Б-52 продляют... Хотя, в авиации прогресс гораздо очевиднее, чем в судостроении.

> ...судостроение в России сейчас хорошее, причин для грусти нет.

Так, никто и не грустит:) Потерявши голову, по волосам не плачут.

В авиации то же

Но еще хуже - уничтожен полностью трехэтажный архив КБ Туполева - вывезен на макулатуру. Конечно, не без чуткой помощи западных "партнеров", заплативших кому надо. Заодно и КБ прихлопнули - зато теперь напротив Кремля есть элитный жилмассив "Туполев Плаза" за 6-метровыми пиками металлической изгороди.

Но весь массив информации по Ту-144 слили в середине 90-х!

Также уничтожен архив КБ Яковлева - это оттуда растут ноги их современных самолетов Як-141М - это прототип самолетов 5 поколения Ф-35



Re: В авиации то же

> Но еще хуже -...

Что там с КБ Яковлева, не знаю, а Туполевское, по крайней мере, живо... Работают люди.
Снявши голову, по волосам не плачут. Потери везде огромные.

Наверное действительно, закладывались резервные копии. Но оригиналы накрылись почти наверняка. Судостроение требует больших вложений, поэтому его в РФ почти не осталось. Не только на этапе постройки, но и на этапе проектирования вложений. Вот на этом китайцы и выиграли, если получили архивы.
Совсем не байка, своими глазами видел. В середине 90х, один деревообрабатывающий комбинат, купил у китайцев ленточные пилы. По договору первый год вся доска шла в Китай. Пилят так чистенько, что доска получается как строганая. Что меня удивило при первом взгляде - монументальность станин, сейчас так не делают. Через некоторое время краска на станинах стала обшелушиваться и под толстым её слоем проявилась надпись ХТЗ(или ЧТЗ, уже и не помню) 196Х год! Китайцы купили, надо полагать, что успешно эксплуатировали(30 лет!), восстановили, потом продали обратно.

  • 1