?

Log in

No account? Create an account

kajaleksei


Все будет хорошо, готовьтесь...


Previous Entry Share Next Entry
Фантастический коммунизм
kajaleksei
картина_фантастика_город

В последнее время, обратил внимание на несколько заметок разных авторов, с рассуждениями на тему коммунистической фантастики, описывающей светлое коммунистическое будущее. По их мнению редко кто хочет серьезно думать и создавать привлекательный образ светлого будущего к которому нужно и хотелось бы стремиться. На мой взгляд, они не совсем правы, и дело здесь вот в чем...

Как-то заметил, что многие понравившиеся когда-то книги, советских времен, стали гораздо менее интересными для меня. Задумавшись над причиной, понял, что проблема заключается в изменении не только наших жизненных условий, но и нас самих (мировоззрения, психологии... всего внутреннего устройства в целом).  Книги, в которых описана жизнь советских людей, в советское время, страшно далеки теперь от нас. Мы живем совсем в другом мире и стали из-за этого совсем другими людьми. Многие жизненные проблемы и сложности тех времен кажутся нам теперь глупыми, смешными и/или непонятными. Все это кажется скучным и неинтересными. И это для нас, людей родившихся и выросших в ту самую эпоху. Что уж говорить о тех, кто родился в мрачном капиталистическом Мордоре?

Читая книгу, мы всегда невольно ставим себя на место героев книги и проживаем их судьбы вместе с ними, но если мы сильно отличаемся от них, но такой ассоциации не происходит. Герои остаются для нас чужими. Это практическое наблюдение, стало доступным для нас, бывших советских людей, из-за редкого случая катастрофической социальной деградации страны и народа, когда мы все оказались отброшены из светлого будущего в мрачное прошлое.

Тот же механизм срабатывает и с фантастикой. Нам сейчас легко сопереживать героям капиталистических и феодальных фантастических миров (даже если они межзвездные и межгалактические), эти люди и миры близки и хорошо понятны для нас. Нам легко с ними ассоциироваться. Даже когда современные фантасты пытаются моделировать миры более совершенные в социальном плане, то у них невольно выходят разные варианты того же самого капитализма, от фашистской диктатуры, до либеральной демократии. Их герои близки нам, но к коммунизму не имеют никакого отношения. Если даже кто-то из фантастов силой своего гениального воображения вдруг сможет пронзить внутренним взором наше будущее и построить модель настоящего коммунистического мира, то этот мир будет казаться нам абсолютно неестественным, скучным и непонятным. Его героев будут занимать странные проблемы и чувства, оставляющие нас совершенно равнодушными... Даже если такая книга будет (была) написана, мы никогда о ней не узнаем, она провалится. Ее никто не будет читать, а тем более, покупать...

Настоящая коммунистическая фантастика, на современном этапе, может и должна описывать именно борьбу людей за коммунистическое будущее, т.е. революцию и/или переходный период. Для современной публики даже социализм уже будет (стал) не вполне понятен, а если описывать его в реалиях сегодняшнего дня, то поневоле может получиться антисоветская агитка... Если же говорить о пропаганде, то здесь возможностей достаточно много. Единственное, не нужно пытаться строить реалистичные социальные модели. Пропагандировать светлое коммунистическое будущее можно и нужно с помощью обычных сказок для взрослых. Т.е. историй, написанных для современного человека, в понятных для него реалиях, но вписанных в фантастические декорации... Впрочем, практически вся фантастика именно так и пишется.



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Всё по классикам. Общественное бытие определяет общественное сознание. "Настоящая коммунистическая фантастика, на современном этапе, может и должна описывать именно борьбу людей за коммунистическое будущее, т.е. революцию и/или переходный период." - это вы верно, подпишусь.

В этой всязи вспомнилось, что в первой декаде 20 века вышла чрезвычайно интересная книга Богданова (Малиновского) "Красная звезда" о победе социалистической революции на Марсе. Книга после выхода сразу стала очень популярной.

Кстати, интересный момент в том, что в поздне-советское время, тема революций практически ушла из фантастики, даже наоборот (вспоминая "Трудно быть богом").

а какие заметки были прочитаны?

https://kommari.livejournal.com/3283805.html

ещё у кого-то видал, найти не могу

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

В СССР не было каннибализма. Конечно, сейчас в это трудно поверить, но это так. Каннибализма не было.

> В СССР не было каннибализма.

Был. РПЦ (и большинство христианских религий) всегда практиковала и практикует ритуальный каннибализм. Это, конечно, был пережиток мрачного прошлого, но факт:(

Ну вобщем верные наблюдения. :) Общественное бытие определяет индивидуальное сознание. Поэтому я например,в юности бывший фанатом Ефремова и его Великого Кольца,теперь - суровый слуга Бога-Императора из Вархаммера40К. :)) "Убей ксеноса,сожги еретика!" :)))

> Поэтому я например,в юности бывший фанатом Ефремова и его Великого Кольца...

На примере Ефремова, это особенно хорошо заметно. Когда его герои ведут себя так же, как и мы, они понятны и прекрасны, но когда они начинают думать и действовать, как люди будущего (в понимании автора), то образы начинают казаться неубедительными и плоскими.

> "Убей ксеноса,сожги еретика!" :)))

Да, это древнейший взгляд на мир. Удовлетворение примитивных инстинктов почти всегда доставляет максимальное удовольствие при минимальных усилиях:)

То что сейчас пишется под видом фантастики — как правило фениези , где все работает на магии , а не науки

Фентази от фантастики отличается главным образом принципиальным пренебрежением научными принципами. Наука, из НФ по сути, часто ничем не отличается от магии из фентези. Если в фентези подвести под магию какую-то научную основу (к примеру, насыщенность среды нанороботами, управляемыми мысленно, доставшимися в наследство от более развитой цивилизации и т.д. и т.п.), то она мгновенно превратится в твердую НФ:)

=многие понравившиеся когда-то книги, советских времен, стали гораздо менее интересными для меня. Задумавшись над причиной, понял, что проблема заключается в изменении не только наших жизненных условий, но и нас самих=

Ну это кому как. Я, к примеру, со временем вообще перестал читать современную фантастику - именно потому, что неинтересно, в отличие от советской. Как и современное кино и прочее.

> Я, к примеру, со временем вообще перестал читать современную фантастику...

Это да, жанр сильно упал за последнее время... Кроме того, здесь есть проблема с копирастией, старые книги и переводы найти гораздо проще, чем новые. А современное кино еще и сильно искалечено в угоду буржуазной идеологии.

"Если даже кто-то из фантастов силой своего гениального воображения вдруг сможет пронзить внутренним взором наше будущее и построить модель настоящего коммунистического мира, то этот мир будет казаться нам абсолютно неестественным"

Разумеется. Поскольку сама идея коммунизма противоречива и, соответственна, реализация её невозможна. Соответственно, и описания её реализации будут совершенно неестественными.

Странно, что в 2019 году это неочевидно для взрослых людей.


> Странно, что в 2019 году это неочевидно для взрослых людей.

Гораздо удивительнее другое, а именно то, что в 2019 году неизбежность коммунизма для кого-то еще не очевидна:)

Сейчас про будущее самые популярные жанры киберпанк и постапокалипсис. Потому что будущее темно и мрачно
А если пишут современную фантастику про будущее и космос, то там одни пираты, работорговцы, космический СПИД и прочие радости жизни

> Потому что будущее темно и мрачно

Будущее именно потому так пишут, что настоящее темно и мрачно:) Большинство писателей отражают в будущем настоящее. Пишут о том, что близко и понятно их читателям. Миры коммунизма слишком далеки от нас, непонятны и неинтересны.

Ну, не знаю. Каждое лето на даче перечитываю "Час Быка", и с каждым разом все интересней. Причем именно то, что касается коммунистического общества.

> Каждое лето на даче перечитываю "Час Быка"...

"Час быка", да, стал интереснее. Но, именно потому, что он про капитализм. В советское время многое там было не совсем понятно (по крайней мере, мне).
Кстати, зарубежная и часть нашей дореволюционной литературы, сейчас стала гораздо понятнее и даже интересней. Потому что эти миры теперь нам ближе.

Да ну если и не борьбу описать, но коммунистическое общество, то и с борьбой все станет очевидно. Например, пионер Джонсон очень обрадовался, когда узнал, что он сдал нормы ГТО и перейдет из тоталитарного круглогодичного пионерлагеря в комсомольский отряд. Через полминуты после этой новости, за которой следила половина его френдов, старшины пригласили Джонсона в Аризонскую и Чжуншаньскую области, и на 22 Марианскую и на Лонгийербюенскую 6 высотную платформы.

В масштабе общего, соглашусь. И рассуждения об этом опять отсылают к вопросам воспитания - педагогике как наследия советского прошлого, так и проанализированной, систематизированной, сформированной в выводах - современности.
Сводить в обобщения придется попутно с процессом разведения в разные стороны, условно, воспитательного процесса "детей" и, параллельно ему, "дожития" в комфортных для их окончательной деградации и естественного вымирания условиях их "отцов". И, если с первым процессом педагогика знакома исторически многократно (типа, пансион/военное училище/коммуна и т.д.), то со вторым (при желании обойтись без затяжных десятилетий кровавого противостояния, уменьшающего все потенциалы народа, общности), возможно придется локализовывать. Локализовывать географически (как элемент подбора кадров) и экономически (как элемент перехода к экономике другого типа).

> Сводить в обобщения придется попутно с процессом разведения в разные стороны, условно, воспитательного процесса "детей" и, параллельно ему, "дожития" в комфортных для их окончательной деградации и естественного вымирания условиях их "отцов".

Это слишком уж косный взгляд на мир:) Общество всегда развивается динамично, никому не надо отрывать детей от родителей, даже ради их совершенствования. Развиваться должно все общество целиком, и родители, и дети, и деды, поэтапно, непрерывно, вечно...

Мой комментарий к «Фантастический коммунизм» от kajaleksei

Пользователь 3c348 сослался на вашу запись в своей записи «Мой комментарий к «Фантастический коммунизм» от kajaleksei» в контексте: [...] (как элемент перехода к экономике другого типа). Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий [...]

  • 1